IPO board – площадка, которая позволит инвесторам тратить меньше времени на бюрократические процедуры

16 апреля биржа ММВБ-РТС заявила о начале работы системы IPOboard (РИИ-борд) – интернет-площадки, которая позволит инновационным непубличным компаниям более эффективно готовиться к привлечению инвестиции. Выход на IPO board предоставляется компаниям в рамках трех уровней доступа, один из которых – начальный – должен стимулировать вложения инвесторов в рамках посевного финансирования. Мне, как представителю сообщества бизнес-ангелов (а именно деньги бизнес-ангелов закрывают «дыру» инвестирования проектов на посевной стадии), хотелось бы поговорить о новом инструменте поддержки инновационных стартапов.

Итак, IPO board создана для «предIPOшных» проектов, которые хотели бы привлечь капитал и понять стоимость своего бизнеса. Здесь я бы хотел отметить, что компания, выходящая на подобную площадку, обязательно должна представлять собой действительно привлекательный объект для инвестирования. Потому что иначе венчурные капиталисты, которые не видят проект воочию, просто не смогут убедиться в его перспективности.

Как я уже отмечал, если мы говорим о проектах, ранней стадии венчурного цикла, факт личного контакта с разработчиком для инвестора очень важен. Вот почему я не уверен, что уровень доверия в онлайне со стороны инвесторов будет достаточно высок.

В то же время, когда мы, бизнес-ангелы, начинаем обсуждать со стартаперами формат нашего будущего сотрудничества и предполагаем, что в сделке будет участвовать несколько частных инвесторов, постоянно возникают трудности. Скажем, если одному из инвесторов нужно передать ценные бумаги другому инвестору, мы вынуждены нанимать курьеров, ждать перевозки документов... IPO board же, надеюсь, поможет инвесторам сократить время на подобные бюрократические процедуры. С этой точки зрения, новая площадка действительно будет полезна инвесторам.

Если говорить совсем грубо, то механизм сотрудничества соинвесторов теперь может выглядеть так: все те, кто вкладываются в проект, смогут посетить презентационную сессию, пообщаться и обсудить формат сделки, договориться между собой о ее условиях — и всё. Более в «реальной жизни» инвесторам можно и не видеться. Впоследствии каждый из них просто сядет за собственный компьютер и примет участие в разделе акций компании. Подобная экономия на транзакционных издержках — не единственное возможное преимущество IPO board. Но как бизнес-ангел, я смотрю на обсуждаемое нововведение именно с этой точки зрения.

В целом, открытие площадки я оцениваю как позитивное явление для инновационной экосистемы. Важно то, что в рамках работы IPO board к каждому проекту будет прикреплен «борд-проводник» — человек, который будет отвечать за процесс вывода компании на стадию pre-IPO. Таким образом, руководители инновационных проектов, помимо возможности привлечения денег при помощи площадки, получают еще и консультационную помощь. Скажем, начинающие предприниматели смогут узнать, как готовить заявки на инвестирование, как найти ментора для своего проекта, как осуществлять маркетинговое продвижение...

А вот будет ли подобная концепция воплощена в жизнь — будет зависеть во многом от качеств людей, которые будут работать в качестве «борд-проводников». В этом смысле достаточно сложно предугадать, как задумка будет реализована на практике.

Автор: Константин Фокин. Источник:http://i-business.ru/blogs/20085