Рынок инноваций и инвестиций (РИИ) — хорошо известный проект ММВБ—РТС, который объединенная биржа развивает совместно с корпорацией Роснано. Его главной задачей является обеспечение потока молодых быстро растущих инновационных компаний на биржу, и сегодня уже 24 компании допущены к торгам в секторе РИИ. Основным нашим иснтрументом является Индекс ММВБ-инновации, претендующий на роль важного индикатора состояния высокотехнологичного сектора отечественной экономики. Недавно в рамках РИИ появился новый инструмент инфраструктуры — IPOboard. О сути нововведения рассказывает исполнительный директор по Рынку инноваций и инвестиций ММВБ—РТС Геннадий Марголит. Исполнительный директор по Рынку инноваций и инвестиций ММВБ—РТС
РЦБ: Геннадий Ремирович, расскажите, пожалуйста, как возникла идея создания IPOboard и с чего все начиналось?
Г. М. IPOboard существует уже несколько лет, правда, до сих пор он функционировал в ограниченном режиме. Его породил РИИ ММВБ (ныне ММВБ—РТС) — публичный биржевой сегмент для растущих компаний. Вместе с развитием этого проекта возникло движение молодых компаний в сторону биржи. Однако до публичного рынка добирались немногие. Большинство этих компаний было не готово к полноценной биржевой публичной жизни, и их амбиции не были подкреплены уровнем развития и структурой бизнеса. Тем не менее это были интересные и перспективные компании, которые необходимо было сохранить как задел на будущее. В результате возникла практика помощи и консультаций, в основе которой лежали не только советы, но и подготовка грамотной презентации перед потенциальными инвесторами и посредниками — так называемые «смотрины».
Так, постепенно рядом с РИИ сложился круг интересантов: венчуристы всех мастей, фонды, частники, а также посредники — консалтеры, инвестбутики. Биржа сводила эти два потока: молодых перспективных компаний, с одной стороны, и венчурных инвесторов — с другой. А для нас это были кандидаты на биржевой рынок.
В какой-то момент было принято решение структурировать и институциализировать эту практику, в результате чего родилась идея создания площадки для непубличных компаний — IPOboard — как некоего «предбанника» при биржевом РИИ.
В 2009 г. было анонсировано его появление как первой ступени всей конструкции РИИ на базе ИРК (Сектор инновационных и растущих компаний — Примеч. автора): IPOboard — для начинающих; РИИ-2 — сектор, где проводились частные размещения для квалифицированных инвесторов с использованием биржевых технологий и листинга; основной РИИ — биржевой сектор, позволяющий относительно зрелым инновационным компаниям проводить публичные размещения (IPO/SPO) и осуществлять вторичное обращение, используя все режимы.
Первый «подход» произошел год назад — весной 2011 г., когда был запущен сайт www.IPOboard.ru — упрощенный по своему функционалу и решениям продукт. Но в нем накапливались проекты, регистрировались пользователи.
И наконец, с 16 апреля текущего года введена в строй новая, полнофункциональная версия сайта, и IPOboard начал работу. Эту дату можно считать датой рождения новой площадки, церемонию открытия которой приветствовали основные «вдохновители» РИИ: глава РОСНАНО А. Чубайс, президент ММВБ—РТС Р. Аганбегян, глава РВК И. Агамирзян, руководитель департамента предпринимательства и науки Правительства Москвы А. Комиссаров, исполнительный директор РАВИ А. Никконен и др.
РЦБ:Что собой представляет IPOboard? В чем его отличие от биржи и каковы его перспективы?
Г. М. Это не биржа, но чем-то похожа на нее. Как и биржа, это место, где встречаются продавцы и покупатели, которые следуют строгим правилам игры. Принципиальное отличие от биржи вытекает из качественной разницы торгуемых активов.
Если представленные на бирже публичные компании — продукт, пригодный для употребления различными категориями инвесторов, включая неискушенную розницу и краткосрочных спекулянтов, то участвующие на IPOboard активы слишком молодые, не знакомые широким кругам инвесторов. И первостепенная задача, стоящая перед нами, — раскрыть суть предложения, дать возможность предпринимателю показать свой актив потенциальному инвестору — венчурному капиталисту или состоятельному частнику.
Соответственно, на данной площадке не так важны торговые технологии. Основная задача — обеспечить качественные и эффективные коммуникации предпринимателей с инвесторами. Инвестор должен получить максимально полную информацию о компании и, что особенно важно для ранних стадий развития, достоверные сведения о менеджменте и основных владельцах. Поэтому главное внимание уделяется личному контакту. Именно здесь используются самые передовые IT-решения и технологии, включая он-лайн трансляции, интерактивные вебинары и т.п.
Кроме блока раскрытия информации, соответствия стандартам корпоративного управления, значение имеют дополнительные сервисы, которые помогают молодой компании привести себя в достойный и понятный для инвестора вид — обучение, консультации, поиск наставников, менеджерских команд и пр.
Особая роль на данной площадке отводится партнерам площадки — борд-проводникам — аналогу листинговых агентов на РИИ. Их значение, несомненно, высоко в привлечении инвестиций, учитывая начальную стадию развития компаний. Борд-проводники несут всю полноту ответственности за свои компании, помогают им подготовиться к встрече с инвестором. Главное требование к ним — наличие релевантного опыта работы с подобными компаниями, наличие успешных сделок по подготовке молодых компаний к привлечению финансирования. Вообще, IPOboard — это партнерский проект, где наряду с упомянутыми проводниками участвуют институты развития — РОСНАНО, РВК, Сколково, МСП-банк, Фонд поддержки малых предприятий, а также Правительство Москвы и все венчурное сообщество.
На сегодняшний день площадка предусматривает три уровня доступа для компаний разной степени зрелости: начальный — для продвинутых стартапов ( необходимо предоставление экспертизы от партнеров и наличие профессионального инвестора); базовый — для ранних компаний (оценочная капитализация от 1 млн долл. и наличие борд-проводника); пре-IPO — для околопубличных компаний (капитализация от 5 млн долл.). Общим требованием является принадлежность к инновационным секторам экономики, наличие статуса юридического лица. Требования по раскрытию информации следующие: бизнес-план на первом уровне; инвестиционный меморандум и отчет о прибылях и убытках для пре-IPO. Предполагается обеспечение возможности заключения сделок в переговорном режиме и проведения аукционов на пре-IPO уровне. В перспективе — обеспечение расчетов на базе расчетной инфраструктуры ММВБ—РТС.
Сейчас на IPO-Board допущено 44 компании инновационных секторов и свыше 300 пользователей, включая все основные венчурные и PE фонды российского базирования.
РЦБ: Существуют ли зарубежные аналоги подобной площадки и есть ли нечто похожее в России?
Г. М.Разумеется, велосипед не изобретали. Похожей площадкой является австралийский ASSOB, (The Australian Small Scale Offerings Board), который создан при поддержке Австралийской фондовой биржи и примерно с теми же целями. Наиболее успешной площадкой «нового типа» является Second Market — созданная в 2004 г. площадка, которая регулируется SEC торговой системой для альтернативных активов. В настоящий момент в системе зарегистрировано свыше 50 тыс. индивидуальных и институциональных инвесторов, более 25 тыс. частных компаний.
И самый последний пример: Shares Post — основанная в 2009 г. площадка, на которой инвесторы приобретают акции наиболее продвинутых технологических компаний. В системе зарегистрированы свыше 100 тыс. частных инвесторов и бизнес-ангелов, 152 компании.
Что касается России, то здесь прямых аналогов нет. Есть многочисленные базы данных для стартапов. В IPOboard даже начальный уровень уже предполагает присутствие профессионального инвестора — бизнес-ангела или венчурного капиталиста и наличие экспертизы. Что касается SecondShares (проект «Русских Фондов») и RTS Board, то это именно торговые системы, где инициатором является брокер или инвестор, в то время как основной движущей силой на нашей площадке является сама компания, эмитент. Речь идет, прежде всего, о первичном рынке, о привлечении финансирования в капитал компании. Поэтому основной упор мы делаем на раскрытии информации, на ответственности за ее достоверность, на технологии убеждения при презентации компании, а не на механизме заключения сделок.
РЦБ:Зачем нужен Борд бирже? И, вообще, его роль и место в стране и мире?
Г. М.Основная идея РИИ — поставлять новые компании, «свежую кровь» в биржевой листинг и растить будущие высокотехнологичные «голубые фишки» не завязанные на сырьевую конъюнктуру.
Без такого инструмента, как IPOboard, нельзя кардинально решать задачу селекции, подготовки и удержания компаний. Проблема в том, что в России нет среды по самозарождению инновационных компаний, и процесс ее формирования сложен и мучителен. Поэтому рассчитывать на то, что компании самостоятельно придут на биржу в необходимых, я бы даже сказал, промысловых масштабах, не приходится.
Отсюда — вынужденная необходимость помогать бизнесу компании на достаточно раннем этапе ее развития, когда до публичного рынка еще далеко. Борд закрывает довольно длинную цепочку жизненного цикла компаний — от стартапа до пре-IPO. И здесь нельзя не помянуть так называемый инновационный лифт, на который возлагаются надежды по построению новой экономики в нашей стране. Суть этой идеи заключается в формировании необходимой инфраструктурной и институциональной вертикали, которая поддерживала бы процесс создания инновационных компаний, их созревания и перехода к массовому производству. И движущей силой в этом процессе являются институты развития (Сколково, РВК, РОСНАНО и др.), которые служат катализаторами частных инвестиций при реализации инновационных проектов компаниями на всех стадиях развития бизнеса.
Наш проект встроен в эту систему, как достаточно важный институт и инструмент. Его задача — обеспечить в том числе смычку государственного и частного финансирования.
С помощью IPOboard институты развития находят соинвесторов для своих проектов, происходит «выход» из инвестиций, в частности переход от одних институтов развития к другим, которые работают с компаниями более поздней стадии жизненного цикла.
Борд позволяет находить объекты инвестиций, минимизируя издержки на поиск и «доупаковку».
Таким образом, IPOboard является ядром, своеобразным хабом, в том числе для собственных электронных систем институтов развития по хранению информации по проектам и механизмам поддержки компаний, он хорошо интегрируется с любыми внешними системами.
РЦБ: Зачем это предпринимателю?
Г. М.Молодая компания нуждается в инвестициях и росте. Мы помогаем найти ей инвестора, провести подготовительные мероприятия для приема инвестиций, оказываем поддержку в «упаковке» и заключении собственно сделки, позволяем находиться в полупубличном поле и участвуем в подготовке к следующим раундам, в том числе к IPO на РИИ.
РЦБ: Для инвестора?
Г. М.Есть две принципиальные категории.
Искушенный профессиональный инвестор — венчурный капиталист, для которого важен доступ к отфильтрованному потоку проектов и который должен максимально точно оценить осуществленную инвестицию (портфельную компанию) с перспективами эффективного выхода через IPO.
Возможно, часть работы за фонд будет делать IPOboard, что позволит снизить издержки, минимизировать риски и даже снизить барьеры входа в отрасль венчурных фондов.
Частники — состоятельные люди, которые могут себе позволить инвестировать часть своего портфеля в альтернативные активы. Мотив понятен — диверсификация, появление перспективных активов несырьевого цикла. Массовый приход частников, очевидно, возможен при появлении привычных инструментов для Private Banking, например структурных продуктов.
Кроме того, еще есть посредники, которые необходимы для функционирования рынка. Для них IPOboard позволяет увеличить масштаб и прибыльность бизнеса, расширяет спектр услуг, предлагая клиентам новые сервисы. Статус борд-проводника повышает рейтинг и способствует привлечению клиентов.
РЦБ: А что это дает стране?
Г. М.Это важный инструмент для решения государственных задач.
В какой-то степени сегодняшние меры по развитию инноватики, включая деятельность институтов развития, носят вынужденный характер, и их можно сравнить с аппаратом искусственного дыхания, который не может и не должен работать вечно. И переход к естественной рыночной работе всего организма нашей экономики, но уже с инновационной составляющей, способной успешно функционировать самостоятельно и в необходимых масштабах, возможен при создании всех предпосылок по самозарождению и росту инновационных бизнесов. Без эффективной инфраструктуры, частью которой является Рынок инноваций и инвестиций и IPOboard, это сделать невозможно.
Источник: http://www.rcb.ru/rcb/2012-05/140786/